Функциональная грамотность


Финансовая грамотность


Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

– критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

– осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

– вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.


Нормативные документы

Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»


Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021
№ 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»


Письмо Комитета по образованию от 25.11.2021 № 03-28-9830/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»


Письмо Комитета по образованию от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»


Федеральный портал Академия Минпросвещения России


Единое содержание общего образования


Федеральный банк заданий по функциональной грамотности


Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности


Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA


Письмо отдела образования АНР «Об исполнении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»


Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 года № 03-1526 “О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности”


Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 года № ТВ-94-04 “Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности”


Приказ Рособрнадзора и Министерства просвещения РФ от 06.05.2019 года № 590/219 “Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся”


Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.11.2022 № 2177-р “Об утверждении Плана мероприятий (“дорожной карты”) по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга на 2022/2023 учебный год”


Распоряжение Комитета по образованию от 03.10.2022 №1936-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»


План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год


Распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 3197-р “О внесении изменений в Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 года №2598-р”


Письмо руководителям ГБОУ Невского района Санкт-Петербурга


Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.09.2021 №4673-р “О мерах по реализации распоряжения Комитета по образованию от 15.09.2021 No 2598-р”


Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.01.2022 № 247-р “О внесении изменений в распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.09.2021 № 4673-р”


План мероприятий «Формирование функциональной грамотности школьников» ГБОУ Школы №14 Невского района Санкт-Петербурга на 2023-2024 учебный год


План мероприятий «Формирование функциональной грамотности школьников» ГБОУ Школы №14 Невского района Санкт-Петербурга на 2022-2023 учебный год


Письмо от 23.11.2022 № 03-28-10482/22-0-0 “Проведение мониторинга по оценке функциональной грамотности”


Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности

Читательская грамотность
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Задания для начальной школы (на уроках математики, окружающего мира, чтения)


Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию функциональной грамотности

1. Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности.
2. Методические рекомендации для учителей и родителей.
3. Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.


Полезные ресурсы

Издательство «Просвещение»


Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»


Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методического обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.


Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА


Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА


Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА


Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА


Примеры открытых заданий по читательской грамотности


Примеры заданий по функциональной грамотности

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы).


Комплексная работа 10 класс (демо-версия).


Комплексная работа 7 класс (демо-версия).


Комплексная работа 7 класс спецификация и ответы.