Функциональная грамотность


Нормативные документы

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 года № 03-1526 “О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности”


Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 года № ТВ-94-04 “Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности”


Приказ Рособрнадзора и Министерства просвещения РФ от 06.05.2019 года № 590/219 “Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся”


Распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р “Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год”


Распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 3197-р “О внесении изменений в Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 года №2598-р”


Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.09.2021 №4673-р “О мерах по реализации распоряжения Комитета по образованию от 15.09.2021 No 2598-р”


Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.01.2022 № 247-р “О внесении изменений в распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.09.2021 № 4673-р”


Анализ РДР «Функциональная грамотность» 6-е классы 2021 г.


План мероприятий «Формирование функциональной грамотности школьников» ГБОУ Школы №14 Невского района Санкт-Петербурга на 2021-2022 учебный год


Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

– критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

– осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

– вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.


Примеры заданий по функциональной грамотности

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы).


Комплексная работа 10 класс (демо-версия).


Комплексная работа 7 класс (демо-версия).


Комплексная работа 7 класс спецификация и ответы.