ФГОС в начальной школе

Федеральные нормативные документы по ФГОС начального общего образования:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении  изменений в ФГОС начального общего образования»
  4. Приказ Министерства образования№ 1576 от 31.12.15 «О внесении изменении  в федеральный  государственный  образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования  и науки  Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом  России, является переход на новые образовательные стандарты. Стандарт для начальной школы, зарегистрированный  Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года, вступил в силу 1 сентября 2011 года по всей стране.

«В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие  собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего,  основного общего, среднего (полного) общего образования…» Закон Российской Федерации «Об образовании»,   статья 7 С 01.09.2011 года во всех образовательных учреждениях Российской Федерации осуществляется переход  на ФГОС начального общего образования второго поколения С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения  России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (ФГОС НОО).

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием  Статьи 7 «Закона об образовании » и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации  основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями,  имеющими государственную аккредитацию».

Какие требования выдвигает ФГОС НОО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Основа стандартов второго поколения-системно-деятельностный подход, изменение общей парадигмы  образования, которая находит отражение в переходе от: 

  • определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как  формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
  • «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета,  к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание    школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;
  • стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного  формирования;
  • индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении  целей обучения.

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?

Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта.  ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося.  Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ  к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.  Родители должны видеть  в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.  Внеурочная деятельность организуется  по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).  Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).  Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется  с родителями обучающихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.  Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка (последствие результата).